Написанный маслом прижизненный портрет Ксении Петербургской числился в Эрмитаже, не как портрет Ксении Блаженной, а как портрет Ксении Григорьевой.
В Эрмитаж он был доставлен в 1930 г. замечательным собирателем, любителем древности Морозовым, который очень много спас из религиозного искусства в 20е-30е годы. Специфика музейной работы иногда заключается, в том, что не исследователи находят памятники, а памятники искусства сами о себе объявляют. Все вещи приходят в свое время. Если бы этот портрет нашли в 60-х, его просто бы выбросили.
В процессе исследования, реставраторы начали по крупицам собирать информацию, что портрет очень древний. Сама конструкция рамы относится к первой трети 19 века и, самое главное подтверждение - технологическая экспертиза, которая подтвердила состав грунта, который был характерен для конца 18 века. А известно, что Ксения Петербургская перешла в мир иной в 1803г.
Сам образ на портрете не вызывает сомнений, что это образ Божьего человека, что человек несет христианский подвиг.
Портрет очень необычный, это портрет русской святости.
Портрет Ксении Блаженной был неоднократно реставрирован. При чем, еще до Эрмитажа и Русского музея. Это старинные реставрации.
Реставраторы в Эрмитаже снимали аккуратно с портрета исторический слой за слоем. Когда они только начали работу, оказалось, что под верхним слоем краски находится значительный слой копоти. Вероятно, были свечи или лампадочки, которые горели и давали большую копоть, из чего следует, что перед портретом Ксении Блаженной долго молились и почитали ее как Святую.
И дальше при работе, оказалось, когда сделали дополнительные исследования и пробные чистки, что плечи были дорисованы, и рубашка стала более поздней, после снятия слоев краски появились седые волосы.
Для реставраторов в процессе работы было самое главное, как можно больше сохранить исторический портрет. Реставраторы не стремились сделать картину идеальной, идеально залакированной, идеально тонированной. Нет ничего реставрационного, ни красок, ни лака. Это подлинная вещь конца 18 начала 19 века.
К сожалению, пока не удается узнать историю портрета, но то что это подлинный портрет Ксении Петербургской – это безусловно.
Несмотря на то, что художник не был профессионалом, ему удалось передать внутренний Свет, исходящий от Ксении, духовную сосредоточенность.
Тем не менее, на портрете изображен не идеализированный образ, как на иконах Ксении Блаженной Петербургской, здесь изображен конкретный человек.
Теперь мы можем вглядеться в ее лицо: в нем доброта, строгость, смирение. Чем больше вглядываешься в лицо, тем сильнее духовный контакт с этим человеком. Вы чувствуете его святость.
Пришло время, чтобы эта картина явилась нам, она сама выбрала время, потому что время правильное, место правильное и насколько важно сейчас людям будет посмотреть в глаза Ксении подумать еще раз о земной любви, о небесной любви, о любви к Богу, любви к мужу и любви к человечеству. Это любовь, которая соединяет небо и землю, Бога и человека.
Портрет-икона Ксении Петербургской из нашего каталога поможет настроиться на вибрации святой и обратиться к ней в решении своих внутренних вопросов или поблагодарить за оказанную помощь.
Это лицо, из которого рождался Петербург.